Встречаем юбилей вместе #12
Великий Устюг,
ул. А.Угловского, д.1,
ЗАО "Северная чернь" +7 (921) 060-85-35
Москва, 
ул. Кузнецкий мост, д.21/5, 2 подъезд, офис 4013 +7 (921) 066-86-09
Москва,
ул. Большая Тульская, д.13
ТРЦ Ереван Плаза, 1 этаж
+7 (921) 230-58-52
Ваша корзина пуста
/ Встречаем юбилей вместе #12

Встречаем юбилей вместе #12

14/09/2022
    Особое внимание при изучении истории северной черни необходимо обратить на особенности рисунка и ассортимента в разные периоды ее развития. До половины XVIII века мастера работали главным образом над предметами религиозного культа, в музеях Вологды, Устюга, Сольвычегодска, Архангельска хранятся уникальные изделия - церковная утварь. Позднее появляется черневой рисунок на модных в то время табакерках. На них в черненом рисунке отражены все течения искусства XVIII века. Вслед за табакерками появляются черневые туалетные коробочки, чарки, ручки для тростей, броши, подносы, браслеты, чайницы, ложки, солонки, напёрстки, пряжки, детские рожки и другие светские предметы. К концу XVIII века мастера уже работали в основном над предметами светского обихода, так как основными заказчиками были императорский двор и знать.
    Черневые изделия XVIII века отличаются пышностью и округлостью рисунка и плавностью линий; изображения, силуэты лишены мелкой детализации, гравировка их сочная и мягкая. На изделиях изображаются светские сюжеты, букеты, цветочные гирлянды и др. Это объясняется тем, что мастера в значительной части заимствовали рисунки из современных им книг, гравюр и картин. Также они часто брали темами для рисунков большие события своего времени. Так, от XVIII века сохранились предметы, на которых изображены взятие Очакова и Чесменский бой. Не менее интересны предметы с черневыми портретами великих деятелей русского народа XVIII века – Ломоносова и Петра Первого. Второстепенное место занимали изделия с изящными орнаментальными рисунками.
    Однако если сопоставить тематику рисунков с техникой их выполнения, то можно сразу увидеть, что техника выполнения рисунка всегда была выше его тематики. Мастера в большинстве своем пользовались вплоть до Великой Октябрьской революции старыми рисунками. Правда, некоторые не только копировали готовые рисунки, но и создавали самостоятельно композиции по картинам, гравюрам и иллюстрациям, художественно перерабатывая их в соответствии с требованиями чернения. Но это только некоторые. Переработанные рисунки бережно хранились и перерабатывались последующими поколениями мастеров. Старые рисунки и композиции обновлялись медленно и отставали от вкуса времени. В этом, пожалуй, был основной недостаток устюжских черневых изделий прошлого.
    В начале XIX века резко меняется художественное оформление черневых изделий. Вместо золотого появляется черневой однообразный штриховой фон. Резко возрастает на матовом серебряном фоне контрастность узора, преобладает графический прием над живописным, рисунок детализируется, контуры становятся острыми и чёткими, гравировка жесткая, сухая, изображения замкнуты. Тематика рисунка изменяется во вкусе времени: появляются орлы, женские фигуры с лирами и арфами гирлянды,венки и букеты из цветов, и военные доспехи. Но в то же время устюжские мастера отдают должное окружающей жизни: это рисунки с видом Великого Устюга - замечательные миниатюры, представляющие собой то тонко выгравированную панораму всего города, то отдельные части его, отдельные дома или группы зданий, церкви, улицы, сады, части Набережной, вообще все то, что могло привлечь внимание художника-гравера. Этот мотив встречается на браслетах, брошках, портсигарах и др. Сохранились предметы с изображением городов и планов Архангельска и Вологды, карты Вологодской губернии. Нередко в орнамент вводятся изображения гербов города Вологды и уездов.
    К середине XIX века искусство устюжских мастеров заметно снизилось – неизменно повторяются старые, уже многократно воспроизводившиеся рисунки и формы, новых композиций не наблюдается. К концу XIX века и художественная передача рисунка сменяется ремесленничеством, сухой копировкой, техническое выполнение упрощается. Причин этому было много. В этом повинно, прежде всего, неудовлетворительное материальное положение мастеров. Они не имели возможности получать авансы под заказы, и потому вынуждены были спешить с выполнением заказов, дабы скорее получить деньги за работу. Спешка привела к ухудшению рисунка и ювелирного исполнения вещей.
    Начиная с 1930х годов Институт художественной промышленности г. Москвы оказывал поддержку великоустюгскому черневому промыслу. К созданию новых рисунков привлекали художников профессионалов. Творческие поиски скульптора М. Д. Ракова отразились в разработке изображений животных и птиц Севера, художник К. А. Будкин создавал изделия с современными орнаментальными мотивами – видами Московского Кремля, летящими самолетами, всевозможными эмблемами. С 1935 года во главе промысла стоял великоустюгский художник Е.П. Шильниковский. Создаваемые им рисунки отражали его понимание задач современного искусства черневого серебра. Для повышения творческого роста мастеров и с целью создания нового ассортимента изделий в артели в течение нескольких лет Институтом художественной промышленности проводились творческие семинары.
    К 1960 году в декоративно-прикладном искусстве нашей страны наметился отход от натурализма, появилось большее стремление к эмоциональности, содержательности орнамента, выразительной простоте формы изделия, к красоте фактуры и цвета. Искусству этого времени чужды декоративные пластические богатства форм барочных и локальных стилей, получают развитие скупые, сдержанные формы. Перед мастерами артели ставились практические задачи создания новых орнаментальных композиций. Основой творческих поисков было искусство древне-русских мастеров черневого дела и традиции великоустюгского серебра XVIII – начала XIX века.
    После ухода на заслуженный отдых Е.П. Шильниковского в 1962 году отдел художников возглавила Е.Ф. Тропина. Во многом под влиянием творчества Елизаветы Федоровны сложились особенности нынешнего направления развития «северной черни». Созданные ею работы отличаются талантливыми стилизациями, продуманными декоративными решениями, гармоничными сложными орнаментами. Талантливый коллектив художников не только сохраняет традиции русского черневого искусства, но и постоянно развивает их в соответствии с требованиями времени. Такие художники, как Е.Ф. Тропина, Л.М. Бобылева, Л.С. Меньшикова создали уникальные изделия с чернью, ставшие классикой современного искусства. Свой вклад в развитие промысла внесли А. Чернов и В. Шорохов. В 2002 году Российской Академией художеств объявлена Благодарность художникам и мастерам ЗАО «Великоустюгский завод «Северная чернь» за продолжение традиций народного промысла и формирование современного направления ювелирного искусства, в 2007 году за достойный вклад в сохранение и развитие традиций художественного промысла.
    Народно-художественный промысел «северная чернь» в основе своей в хорошем смысле консервативен. О глубине, силе и устойчивости традиций говорит тот факт, что, испытывая сильные стилистические и индивидуальные влияния на протяжении всего периода существования, промысел сохраняет традиционные черты и приемы обработки, свойственные только «северной черни». В то же время народный художественный промысел «северная чернь» – это не застывшая раз и навсегда догма, промысел развивается, оставаясь неизменным в своей основе. Все художественные новшества, вносимые в «северную чернь», проверяются временем. Традиционный художественный промысел – это не существование ради самодостаточности, это создание изделий для людей, в соответствии с духом времени, эпохи, моды. Анализируя исторические образцы, легко заметить их отзывчивость на требования рынка. Путь существования и развития промысла «северная чернь» – это сложный путь.
IMG_6295 копия.jpg100 лучших товаров.jpg