Встречаем юбилей вместе #22
Во время командировок в Москву Е.П. Шильниковский и некоторые работники артели знакомились в музеях с произведениями старых мастеров Великого Устюга, в частности с превосходным собранием черни Государственного Исторического музея. Они внимательно изучали приёмы и навыки своих предшественников и усвоили всё лучшее из художественного наследия прошлого. В результате был введен в произведениях артели опущенный золоченый канфаренный фон, так эффектно выделяющий основные мотивы и окружающие их обрамления в работах старых мастеров. Золотой канфарный фон – то новое, что впервые применяется Шильниковским в серии «Конек-Горбунок».
Заключается этот прием в том, что поверхность серебра отбивается небольшим чеканом- канфарником. Получается мелкая рельефная поверхность. С помощью этой техники предмету придается изящество. Потом поверхность золотят. Канфарение подчеркивает декоративность черни, делая рисунок более броским.
Канфарение – это декоративная обработка поверхности серебра, применявшееся мастерами черни во второй половине XVIII века. В древние времена этот процесс также называли торевтикой. Сначала изделие шлифовали и полировали, а затем ювелир размещал его на мягкой поверхности (часто использовали мешок с песком) и набивал на металле штрихи, линии или мелкие узоры, равномерно их располагая, с помощью специальных пуансонов или чеканов. Сейчас при канфарении часто используют механические приспособления.
Процесс канфарения нужно проводить легко, но так, чтобы все точки от ударов канфарника были отчетливо заметны. Однако, точка не должна пробивать металл слишком глубоко. В процессе последующей чеканки такое глубокое канфарение практически невозможно устранить. Маленький рисунок создается при помощи острого чекана, а крупный наносится тупым канфарником.
В ювелирном деле изделия декорируют несколькими способами. Сейчас применяют различные технологии: старинные и современные. При сочетании этих двух способов время от времени появляются настоящие шедевральные работы. Этот способ является наиболее сложной техникой декорирования в ювелирном производстве.
Информация взята из открытых источников
На фотографии: Пряжка для пояса священника Сер. XVIII, Великий Устюг (серебро, чернь, позолота. гравировка, канфарение)
На фотографии: Пасхальное яйцо "Вербное воскресенье", автор Л.М. Бобылева, 2011 год (серебро 925 пробы, чернение, гравировка, прорезной орнамент, канфарение, золочение, вставка ювелирных камней)