Встречаем юбилей вместе #8
Великий Устюг,
ул. А.Угловского, д.1,
ЗАО "Северная чернь" +7 (921) 060-85-35
Москва, 
ул. Кузнецкий мост, д.21/5, 2 подъезд, офис 4013 +7 (921) 066-86-09
Москва,
ул. Большая Тульская, д.13
ТРЦ Ереван Плаза, 1 этаж
+7 (921) 230-58-52
Ваша корзина пуста
/ Встречаем юбилей вместе #8

Встречаем юбилей вместе #8

27/04/2022

Шильниковский Евстафий Павлович (1890 - 1980 гг.)
часть 1


17 февраля 1890 г. в деревне Кузнецово Великоустюгского уезда Вологодской губернии родился Евстафий Павлович Шильниковский. Через пять лет семья переезжает в Великий Устюг - город, с которым связана человеческая и творческая судьба художника.

Рассказывая о далеком детстве, Евстафий Павлович вспоминал: «Я всегда с благодарностью думаю о первой учительнице. Она почувствовала во мне художника, заставила поверить в себя. Свято храню память и об отце с матерью. В них я встречал неизменное участие, привет и одобрение своим художественным начинаниям». К этим словам художника следует добавить еще одну и, наверное, самую существенную деталь — характер юноши.

Упорство и целеустремленность помогли ему не свернуть с избранного пути. Потерпев неудачу в Москве при поступлении в Строгановское художественное училище, он едет в Ярославль, где в течение трех лет усердно занимается в рисовальных классах.

Осенью 1907 г. Шильниковский становится студентом Пензенского художественного училища. На выпускном экзамене в 1913 г. он в пятерке лучших. «По существовавшим в то время правилам всем пяти ученикам: Сапожкову из Самары, Тусову из Вологды, Григорьеву из Калуги, Праведникову из Подмосковья и Шильниковскому из Великого Устюга - предоставлено право продолжать учебу без вступительных экзаменов в Петербургской Академии художеств», - отмечает один из первых биографов мастера А.Н. Мунин.

Время учебы в Академии (1913 — 1917) выпадает на трудные в судьбе России годы: Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции. Уже знакомый с техникой глубокой печати по Пензенскому училищу, Евстафий Павлович на втором году учебы выбрал творческую мастерскую, где и продолжил свое образование. Это был класс Василия Васильевича Матэ, известного к тому времени графика и прекрасного педагога, из мастерской которого вышли выдающиеся отечественные мастера: И. Павлов, В.Д. Фалилеев, А.П. Остроумова-Лебедева, П.А. Шиллинговский и другие. Еще студентом Академии он начинает работать как иллюстратор в популярных художественных журналах.

Матэ приводит его в редакцию «Лукоморье», знакомство с Иваном Яковлевичем Билибиным открывает ему дорогу в «Аргус». На их страницах печатались первые работы художника: путевые заметки, выполненные на Кавказе, рисунки, посвященные Северу, иллюстрации. Все предвещало блестящую карьеру графика. Это доказывают и высокопрофессиональные печатные произведения, относящиеся к этому периоду («Дубы», «Портрет бабушки»). Смерть любимого учителя и прекращение занятий в мастерской стали причиной досрочного возвращения Шильниковского на родину в Великий Устюг. Здесь он, практически единственный профессионал в станковой гравюре, должен был заниматься другим. Евстафий Павлович получает должность инструктора изобразительного искусства при отделе образования, одновременно с этим как художник-декоратор работает в народном театре и руководит художественной студией.

С 1920 по 1937 г. деятельность Шильниковского связана с местной газетой «Советская мысль». Не прекращается и его творческая работа. Среди первых мастеров в 1932 г. он был принят в члены только что образованного Союза советских художников. Он - постоянный участник выставок художников Северного края. В 1935 г. в Великом Устюге проходит его персональная выставка, посвященная 25-летию творческой деятельности.

В творческой жизни Евстафия Павловича исследователи выделяют два периода. В первом Евстафия Павловича Шильниковский проявил себя как видный рисовальщик и офортист, продолжавший традиции русской реалистической граверной школы. Во втором он - художник и руководитель фабрики «Северная чернь», связавший свое творчество с народным художественным промыслом. Прослеживая путь мастера, невольно отмечаешь закономерную связь этих периодов. Не будь Шильниковский высокопрофессиональным гравером и рисовальщиком, ему трудно было бы выразить себя в искусстве чернения по серебру и вывести промысел, находившийся в те годы на грани умирания, на новый путь.

1. Шильниковский Евстафий Павлович (1890–1980), заслуженный деятель искусств РСФСР с 1956. Первый почетный гражданин города Великий Устюг с 1970. График, художник декоративно-прикладного искусства (художественная обработка металлов).
2. Рисунок на подстаканник к 300-летию С. Дежнева. Эскиз Е.П. Шильниковского.
3. Рисунок на подстаканник «Миру Мир». Эскиз Е.П. Шильниковского.